СПб, Большой проспект П.С. 29/2
+7 (812) 643-77-01
info@adtspb.ru
Версия для слабовидящих

Концепция развития движения WorldSkills Russia Juniors в Санкт-Петербурге

«Санкт-Петербург – центр развития движения
WorldSkills Russia Juniors
и международного движения WorldSkills Juniors»

Цель проекта

  1. Образовательные – формирование у всех обучающихся системы
    до и профессиональных компетенций, обеспечивающих раннее профориентационное развитие,  предпрофессиональную подготовку и создание самостоятельных творческих продуктов, в том числе в формате полного производственного цикла.
  2. Управленческие – формирование  педагогического сообщества, обеспечивающего высокий уровень качества образования, готового к командной работе и инновационному развитию.
  3. Цели инновационного развития – обеспечение новых форматов организации общего и дополнительного образования через реализацию федеральных, региональных, сетевых и внутренних интеграционных проектов развития образования.
  4. Градостроительные – роль центра развития мирового движения WorldSkills Juniors будет способствовать развитию кадрового и инновационного потенциала Санкт-Петербурга с учетом международного опыта, а также укреплению долгосрочного сотрудничества и взаимопонимания c другими странами.

Сроки реализации проекта

С 2019 года по 2022 год включительно.

Историческая справка

С 2017 года одновременно с основными чемпионатами проходят региональные соревнования WorldSkills Russia Juniors. Победители региональных чемпионатов становятся участниками отборочных соревнований, в рамках которых происходит отбор на Национальный чемпионат. Из победителей Национального чемпионата формируется команда для участия в европейском или мировом первенстве.

Все компетенции для юниоров развиваются в логике основных компетенций WorldSkills (как существующих международных, так и новых, например, в области FutureSkills). В большинстве случае они являются адаптацией взрослой компетенции с учетом возрастных особенностей и возможностей юных конкурсантов.

Первые соревнования международных юниорских сборных по трем компетенциям состоялись в 2017 году на мировом турнире в Абу-Даби. Среди участников юниорской сборной России в компетенции «Графический дизайн» золотую медаль завоевала представительница Санкт-Петербурга.

В рамках Мирового Чемпионата 2019 года, который состоится  22-27 августа 2019 в Казани, в соревнованиях  юниоров  WorldSkills Juniors примут участие конкурсанты от 14 до 16 лет включительно. Соревнования пройдут по 12 юниорским компетенциям. В расширенный состав Национальной сборной юниоров входят 5 представителей из Санкт-Петербурга по компетенциям: «Ресторанный сервис», «Графический дизайн», «Полимеханика и автоматизация», «Сетевое и системное администрирование» и «Веб-дизайн и разработка».

Участие в турнирах WorldSkills будет для школьника полезным опытом, а также может стать основой для профессионального развития по самым разным траекториям. Это может быть как достижение статуса высококлассного специалиста по рабочей профессии через учебу в колледже или вузе, либо через получение внесистемного образования по новой digital-специальности
в сочетании с фундаментальным высшим или онлайн-образованием,
так и  формирование команды для будущего стартапа.

Современное положение

В настоящее время существует несколько тенденций, которые указывают на необходимость и возможность формирования в Санкт-Петербурге центра развития мирового движения WorldSkills Juniors для осуществления указанных выше целей:

1. В Санкт-Петербурге сложилась сетевая модель  развития движения WorldSkills Russia Juniors и линейки юниорских чемпионатов, результатом функционирования которой  является положительная динамика роста числа участников движения в Санкт-Петербурге и количества победителей на Национальных чемпионатах. Представители Санкт-Петербурга имеют опыт участия и побед в соревнованиях юниоров в рамках Мирового чемпионата WorldSkills. Создание и развитие указанной модели курирует Комитет по образованию и находящееся в ведении Комитета по образованию ГБНОУ  «Академия цифровых технологий» Санкт-Петербурга (далее – Академия) совместно с образовательными учреждениями, реализующими программы общего и дополнительного образования Санкт-Петербурга.

В настоящее время развитие модели ведется по следующим направлениям:

  • расширение сообщества экспертов и наставников по компетенциям WorldSkills Russia Juniors из числа педагогов и представителей индустриальных и интеллектуальных партнеров;
  • формирование системы дистанционного обучения наставников и экспертов по компетенциям WorldSkills Russia Juniors;
  • развитие системы мероприятий для школьников по компетенциям WorldSkills Russia Juniors для обеспечения их участия в разноуровневых соревнованиях;
  • развитие материально-технической базы Академии для организации разноуровневых соревнований и стажировочных площадок с целью  повышения уровня технических знаний по компетенциям WorldSkills Russia Juniors среди школьников Санкт-Петербурга, а также  юниоров из других регионов России и стран;
  • расширение взаимодействия с представителями педагогического сообщества других регионов России и стран для включения их в движение и соревнования WorldSkills Juniors;
  • интеграция регионального движения WorldSkills Russia Juniors  c другими мероприятиями профориентационной направленности, в том числе «Билет в будущее», «Олимпиада НТИ», реализация новой концепции предмета «Технология», «Навигатор профессий Санкт-Петербурга».

2. Опыт подготовки и проведения юниорских соревнований в рамках мировых чемпионатов показал наличие заинтересованности стран Европы и всего мира в подготовке национальных юниорских сборных, с одной стороны, и отсутствие системы формирования и развития движения WorldSkills Juniors в этих странах с другой стороны.

 3. Санкт-Петербург имеет широкий опыт участия в международном обмене среди школьников, в который вовлечено большое количество петербургских общеобразовательных учреждений и школьников.

В рамках движения WorldSkills Russia Juniors в региональных юниорских чемпионатах Санкт-Петербурга с 2016 года принимают участие представители Казахстана, Белоруссии, Израиля. 

Образовательными учреждениями Санкт-Петербурга реализуются международные проекты с участием таких стран, как Германия, Финляндия, Казахстан, Австрия, Узбекистан, Молдавия, Киргизия, Нидерланды, Словения и другие. Международное сотрудничество проходит в рамках таких проектов как «Экологический сертификат», «Обучение детей с ОВЗ», «Школы: партнеры будущего», «Развитие предпринимательских компетенций в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Вены (Австрия)» и других проектов.

Описание проекта

В ходе реализации проекта будут решены следующие стратегические управленческие задачи:

  1. Создание комплексных педагогических условий для организации образовательной деятельности, обеспечивающих высокий уровень  развития технического творчества, формирования цифровой среды и поддержки одаренных детей.
  2. Формирование экспертного коллектива, развитие организационной культуры и имиджа образовательных организаций – участников проекта.
  3. Создание в Санкт-Петербурге координационного центра по реализации ведущих федеральных проектов и инициатив в рамках  системы работы по реализации интеграционных сетевых и внутренних проектов в области развития технического творчества.
  4. Развитие продуктивной системы социального, научно-методического и образовательного партнерства на всех уровнях, включая межрегиональное и международное образовательное партнерство, бизнес-партнерство.
  5. Совершенствование системы управления и ресурсного обеспечения реализации проекта для решения современных задач развития системы общего и дополнительного образования.
  6. Формирование системы оценки результативности деятельности и управления развитием качества образования в профориентационной деятельности.
  7.  Создание системы инновационной и научно-методической деятельности, обобщения и распространения опыта регионов Российской Федерации по развитию движения WorldSkills Russia Juniors.

В рамках проекта будут реализованы программные проекты, направленные на выполнение задач федеральных проектов, в том числе национального проекта «Образование»:

 Проект «Молодые профессионалы». Реализация проекта направлена
на модернизацию профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, организацию системы профессиональных соревнований, в том числе международного уровня.

Программные подпроекты:

  1. Организация учебно-тренировочных сборов, отборочных соревнований, региональных этапов соревнований в рамках движения WorldSkills Russia Juniors
  2. Реализация интеграционных технических проектов, требующих знаний из разных областей, с целью создания общего продукта (интеграция деятельности объединений).
  3. Создание и применение Навигатора профессий Санкт-Петербурга  и организация участия в федеральном проекте «Билет в будущее».

Проект «Успех каждого». Реализация проекта направлена на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Программные подпроекты:

  1. Создание модульных (индивидуальных, дистанционных, краткосрочных и др.) программ для одаренных детей.
  2. Разработка и реализация технологий сопровождения одаренных детей в области инженерного и технического творчества.
  3. Развитие способностей всех детей, поддержка творчества, проектной деятельности, конкурсного движения.
  4. Создание системы профориентационной деятельности.
  5. Создание гибких систем учета достижений обучающихся.

Проект «Цифровая образовательная среда». Реализация проекта направлена на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Программные подпроекты:

  1. Обучение педагогов и студентов цифровым технологиям.
  2. Создание и внедрение сетевого проекта «Цифровое образование», объединяющего педагогов и социальных партнеров.

Проект «Новые возможности для каждого». Реализация проекта направлена на формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.

 Программные подпроекты:

  1. Создание дистанционных и очных платных курсов для взрослых, желающих овладеть компетенциями в области цифровой экономики, курсов для людей предпенсионного и пенсионного возраста.
  2. Создание курсов повышения профессионального мастерства для педагогов.
  3. Создание программ стажировок, подготовки экспертов для соревнований.

Проект «Социальная активность». Реализация проекта направлена
на создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства).

Программные подпроекты:

  1. Формирование условий для реализации технических инициатив обучающихся.
  2. Организация и проведение конкурсов изобретений.
  3. Реализация совместных проектов с партнерами.
  4. Привлечение наставников из числа бизнес-партнеров, системы профессионального образования.

Модернизация предмета Технология

Совместное реализация при сетевом взаимодействии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и ГБНОУ«Академия цифровых технологий» Санкт-Петербурга дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения «ФГОС: индустриальные технологии и технологии ведения дома».

Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов в сфере использования современных методов и технологий обучения при реализации учебного предмета «Технология» в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС на основе компетенций WorldSkills Russia Juniors. Категория слушателей: учителя технологии.

Задачи:

  1. Формирование компетенции по использованию современных педагогических технологий образовательной области «Технология»;
  2. Методика проведения уроков по предмету «Технология» в соответствии с ФГОС ООО.

Содержание практической части программы:

  1. Организационные условия и материальная база общеобразовательного учреждения для реализации учебного предмета «Технология».
  2. Практическое обучение обновленному содержанию предмета «Технология» через следующие компетенции:

a. Технология моды (Цифровое моделирование одежды);
b. Промышленный дизайн (3D моделирование и прототипирование, технология ЧПУ графический дизайн);
c. Электроника (Электротехника, электромонтаж, интернет вещей, радиоэлектроника);
d. Дополненная и виртуальная реальность;

3. Разработка модуля рабочей программы в соответствии
с локальным актом учреждения – зачетная итоговая работа.

В ходе реализации проекта запланированы следующие мероприятия
и события:

  • на уровне Правительства Санкт-Петербурга и  Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»:
    • создание консорциума по развитию мирового движения WorldSkills Juniors со штабом-квартирой в Санкт-Петербурге с включением в его состав представителей стран Европы и всего мира;
    • строительство в Санкт-Петербурге выставочно-соревновательного комплекса WorldSkills Juniors;
    • разработка стратегии международного движения WorldSkills Juniors;
    • заключение партнерских соглашений между инновационными компаниями Санкт-Петербурга и международными представительствами для организации участников юниорского движения как зарубежных стажировок, так и мастер-классов на промышленных предприятиях Санкт-Петербурга.
  • на уровне Правительства Санкт-Петербурга:
    • создание стратегического Совета по развитию WorldSkills Russia Juniors в Санкт-Петербурге под руководством Губернатора Санкт-Петербурга;
    • создание Регионального координационного центра по развитию WorldSkills Russia Juniors в Санкт-Петербурге на базе ГБНОУ «Академия цифровых технологий» Санкт-Петербурга;
    • создание бренда «WorldSkills Juniors Санкт-Петербург» с целью формирования имиджевой составляющей юниорского движения;
  • на уровне Академии цифровых технологий Санкт-Петербурга:
    • организация рабочих мест для участия в соревнованиях юниоров из других стран в рамках  региональных чемпионатов WorldSkills Russia Juniors в Санкт- Петербурге;
    • организация и проведение, в том числе совместно с Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», тренировочных сборов юниоров с участием юниоров из других стран;
    • организация и проведение совместно с Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» тренировочных сборов расширенного состава юниорской Национальной сборной WorldSkills Russia Juniors c приглашением международных экспертов;
    • привлечение юниоров из Санкт-Петербурга, регионов России и других стран к созданию совместных научных разработок и инновационных бизнес-проектов с помощью проведения серии мероприятий, включающих хакатоны, проектные сессии, тренинги и мастер-классы;
    • организация проведения открытых мастер-классов для петербуржских экспертов представителями международных инновационных компаний для понимания  сочетания требований российского рынка труда и международных компетенций, в том числе для обмена опытом и укрепления международного сотрудничества;
    • создание он-лайн курсов, в том числе  при участии ООО «Лекториум», с участием главных региональных экспертов юниорских компетенций Санкт-Петербурга с демонстрацией оборудования на основе стандартов WorldSkills  и WorldSkills Russia Juniors и с учетом специфики возрастных групп;
    • проведение серии очных мастер-классов и тренингов для международных экспертов, наставников и участников преподавателями – экспертами Академии цифровых технологий Санкт-Петербурга;
    • организация в Санкт-Петербурге международного фестиваля технического творчества с представлением всех юниорских компетенций и деловой программой, направленной на консолидацию международного юниорского сообщества;
    • организация совместно с Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» специализированных смен по отдельным компетенциям WorldSkills Juniors для участников, наставников и экспертов, на базе Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный», а также крупнейших детских образовательных центров – Сириус, Артек, Смена, Орленок.

Результаты проекта

Качественные характеристики результатов участия в проекте:

  • положительная динамика призеров и победителей соревнований, олимпиад и конкурсов различного уровня;
  • положительная динамика охвата обучающих участием в проектах разного уровня;
  • рост числа сертифицированных достижений обучающихся;
  • положительная динамика количества школьников участников проекта, реализующих индивидуальные образовательные маршруты;
  • положительная динамика авторских  цифровых образовательных ресурсов для сопровождения обучающихся, в том числе в рамках дистанционного обучения;
  • наличие интегрированных учебно-методических комплексов, интеграционных образовательных проектов полного производственного  цикла, обеспечивающих взаимодействие внутри и между направлениями деятельности;
  • ежегодное обновление материально-технической базы, средств обучения и технологий;
  • наличие внутренней системы оценки качества образования, оценки образовательных достижений (внедрены различные формы уровневой оценки качества образовательных достижений обучающихся) на базе стандартов WorldSkills Juniors;
  • наличие сертифицированных образовательных достижений педагогов и образовательных организаций;
  • наличие и ежегодное развитие системы продуктивного партнерства с различными организациями и предприятиями;
  • положительный имидж образовательных организаций в регионе, стране и за рубежом;
  • эффективность использования имеющихся ресурсов;
  • наличие организационной культуры организаций.

Данный проект будет способствовать развитию международного движения   WorldSkills Juniors, сформирует международную систему подготовки школьников 10-16 лет к участию в чемпионатах WorldSkills Juniors, а также   позиционирует Санкт-Петербурга как центр международного движения WorldSkills Juniors.