Как осовременить образование?

В Петербурге прошла IV Национальная научно-методическая конференция «Архитектура университетского образования: построение единого пространства знаний». 

Эксперты из России и стран зарубежья обсудили развитие учебной системы в эпоху цифровизации. «Академия цифровых технологий» тоже побывала на конференции и выяснила, какие аспекты тревожат специалистов. 

 6 лет в вузе — зачем? 
Сейчас система образования в высших учебных заведениях строится по принципу: повтор школьной программы-изучение общих предметов-освоение специальности. Многие студенты уже ко 2-3 курсу самостоятельно находят практику, начинают работать, запускают собственные стартапы. Их интерес к учебе ослабевает, и они не усваивают часть программы. Некоторые специалисты считают: если «перевернуть» образовательную систему и сначала разжигать в студентах интерес при помощи практики, учебный процесс будет проходить эффективнее. 

 А что будет после? 
Оставление практики «на десерт» — не самая большая проблема образовательного процесса. Часто при устройстве на работу молодому специалисту приходится подтягивать свои знания в лучшем случае и переучиваться — в худшем. Это происходит потому, что в высших учебных заведениях необходимые для работы навыки могут не изучаться вовсе. Современные профстандарты не успевают за современными технологиями. Чтобы избежать подобных казусов, образовательная система должна стать мобильнее. Если студенты не просто изучат свою специальность в теории, а попробуют себя в деле, им не придется опасаться за свое будущее. Вопросы «А что после вуза?» и «Кому я нужен» исчезнут с повестки дня. 

 Разделять нельзя уравнивать? 

Чтобы поступить в университет, нужно сдать ЕГЭ. Значит ли это, что все абитуриенты равны? И да, и нет — считают специалисты. У всех ребят разные возможности и таланты, а порой и подготовка. В одних школах работают по стандартной программе, а в других уделяют особое внимание профильным предметам. Перед вузами встает вопрос: как обучать студентов? Как догнать запросы работодателей, не перегружая при этом учеников? Увеличить нагрузку? «Потянут» ли ее все студенты? У вузов есть два пути: уровнять всех обучающихся или научиться находить подход к каждому. Второй вариант, конечно, предпочтительней.