СПб, Большой проспект П.С. 29/2
+7 (812) 643-77-01
info@adtspb.ru
Версия для слабовидящих

Цифровая образовательная среда: не только плюсы

Петербургские школы сегодня насыщены хорошей и сложной техникой, детям доступны серьезные технические средства обучения. Известна и открывшаяся в этом учебном году Академия цифровых технологий, на базе которой можно проводить занятия по IT и смежным дисциплинам любого уровня; уже сейчас в ней занимаются несколько тысяч школьников. И это прогресс: когда я пришел работать в школу, в ней был один единственный комплект проекционного оборудования. Техники сегодня в школах много, но ее обилие вызывает и ряд новых вопросов.

Во-первых, в понятии «цифровая образовательная среда» ключевое слово – образовательная. Все разнообразие техники в школе имеет смысл, когда с ней работают профессиональные педагоги, когда с ее помощью решаются серьезные учебные задачи.

Школа вынуждена компенсировать этот дефицит из других источников, что не всегда удачно. Выпускники технических вузов, IT-специалисты не имеют педагогических знаний и никогда не слышали про образовательные стандарты: они могут работать со всем нашим оборудованием, но по большей части не умеют учить, не находят контакта с учениками и не ставят собственно учебных задач. Педагогические вузы, напротив, зачастую выпускают специалистов, хорошо обученных теории педагогики, но слабо ориентирующихся в сколько-нибудь серьезных IT. Школа столкнулась с парадоксом: хорошая современная техника прибывает в классы быстрее, чем педагогические кадры, способные учить с ее помощью.

Во-вторых, меня настораживает увлечение цифровой средой, убежденность родителей наших учеников в ее универсальности и всесильности. Константин Ушинский написал, что даже если мы сообщим, скажем, Чичикову все тайны органической химии, он все равно останется тем же зловредным пронырой. Какими бы ни были технологии, какой бы насыщенной ни была наша цифровая среда, в образовании ведущую роль всегда будет играть учитель. Поэтому вопрос цифрового образования – это вопрос понимания учителем, что именно из цифровых средств обучения следует включить в живой школьный урок.

Подготовлено по материалам: Петербургский дневник