Рабочий календарь медиакласса

В ГБНОУ «Академия цифровых технологий» реализуется проект по формированию медиапространства среди образовательных организаций.

Сроки проведения: с января по май 2024 года.

Цель проекта: формирование медиапространства среди образовательных организаций Санкт-Петербурга, оснащенных современными средствами обучения и воспитания по направлению «Медиакласс».

Суть проекта: Участники проекта каждый месяц выполняют творческие задания, которые помогают больше узнать о жанрах и форматах медиа, о процессе создания медиапродукта и способах использования имеющегося оборудования.

Для кого: для образовательных учреждений Санкт-Петербурга, получивших грант на оснащение школы современными средствами обучения и воспитания по направлению «Медиакласс»

Участники проекта узнают:

  • Как привлекать учащихся к работе в медиа?
  • Как создавать медиапродукты?
  • Как использовать оборудование?

Рабочий календарь медиакласса

Рабочий календарь медиакласса – тетрадь, в которой каждый месяц посвящен определенной теме журналистики.

Разделы содержат необходимую теорию, практические задания, которые участники проекта выполняют в своих редакциях. В тетрадь авторы добавили большое количество примеров, полезных ссылок на ресурсы и обучающие видео.

Герой календаря – енот – сопровождает читателей на ярких иллюстрациях на протяжении всего пути в сферу медиа.

Чтобы дать жизнь материалам, которые создаются в процессе, авторы знакомят читателей с конкурсами и фестивалями, куда можно отправить свои работы.

Март

Тема: видеообзор.

Мероприятия

1 марта — Тематический эфир «Мартовский кот и високосный год» в сетевом издании Stena.Online

13 марта — Дискуссионная встреча «Тинклаб» в сетевом издании Stena.Online

15 марта — Старт КПК «Медиапроектирование: разработчка учебного СМИ»

21 марта — ГУМО «Мультимедийная журналистика»

27 марта — Секция «Нейросети, помощь или вред для педагога?» в рамках ПМОФ-2024

31 марта— Дедлайн для задания месяца

Мастер-классы

Мастер-класс «Видеообзор»
Мастер-класс «Как сделать видеообзор»

Задание

Запишите видеообзор на один из предложенных мультфильмов:

  • «Жил был пёс» 1982 года.
  • «Падал прошлогодний снег» 1983 года.
  • «Умка» 1969 года.
  • «Дед мороз и лето» 1969 года.
  • «Шайбу! Шайбу!» 1964 года.

Сделайте видеообзор до 31.03.2024 (включительно). Поучаствуйте с вашим видеообзором в Региональном фестивале-конкурсе «Окончательный монтаж».

С 1 по 14 апреля в паблике мероприятия заполните форму регистрации и приложите ссылку с видеообзором.

Примеры видеобзоров

Технические требования к видеообзору

  • Нахождение автора в кадре должно занимать не менее 25 % от времени всего видеоролика.
  • Остальное время видеообзор может состоять из оригинальных кадров и звука, взятых из выбранного фильма.
  • Структура видеообзора включает в себя: приветствие; вступление (в т. ч. общую информацию о фильме), анализ и оценку работы создателей и актёров фильма, заключение и выводы.
  • Продолжительность видеообзора: не более 5 минут.
  • Разрешение видеофайла: не менее 1920х1080.
  • Соотношение сторон видеофайла: 16:9.
  • Размещение файла конкурсной работы: платформа любого доступного на территории России облачного хранилища.
  • Доступ к файлу работы: открытый или по ссылке.

Полезные материалы

Что такое видеообзор?

Обзор – это описание и подведение определенных итогов относительно предмета, события или культурного явления в формате видеоролика. С его помощью вы должны дать зрителю общее представление о материальном или культурном продукте. Например, можно рассказать о товаре, фильме, других видео, книгах и многом другом.

Самые популярные форматы обзоров:

  • Распаковка товара. В таких клипах блогер открывает коробку с предметом от бренда и оценивает его дизайн, состояние, характеристики и т. д.
  • Тестирование продукта. В данном случае после покупки или получения товара проходит определенное время, в течение которого обзорщик оценивает продукт. С аудиторией он делится результатами использования товара.
  • Кинообзор. Это широкий формат, который объединяет серьезные или шуточные рассуждения об одном фильме/сериале/мультфильме, сравнение нескольких картин, рассказы о новинках, киноляпах, режиссерских приемах и других интересных фактах из мира кино.
  • Комментирование другого ролика. Видеообзорщик смотрит работы других пользователей и реагирует на них в режиме реального времени. Блогер комментирует происходящее и высказывает свое мнение.

Структура видеообзора

Обзор на что угодно предполагает подробное изучение материала – как непосредственно произведения, если это обзор на произведение, так и изучение уже существующих критических материалов, особой манеры автора – режиссера, музыканта, писателя.

Видеообзор следует начинать с короткого вступления – подводки, в которой автор обзора заявляет тему своей работы и актуализирует ее: то есть, объясняет, что именно стало причиной критического материала, о чем будет рассказано в дальнейшем. В подводке уже должна быть частично выражена главная мысль видеообзора, которая впоследствии будет подкрепляться аргументами.

Далее может следовать короткое резюме: история создания произведения и контекст его создания, краткая сводка об авторе произведения.

Основная часть – аргументация и иллюстрация. Автор обзора выражает свое мнение по поводу произведения и подкрепляет свое мнение фактами и аргументами.

Оканчивается обзор резюме выводом из сказанного.

После формирования текста обзора для материала выбирается подходящий заголовок, выполняющий как информационную функцию – рассказать, о чем текст, так и рекламную – заинтересовать зрителя.

Чек-лист (чтобы ничего не забыть)

Апрель

Тема: подкаст.

Мероприятия

1 апреля – начало приема работ на региональный фестиваль-конкурс «Окончательный монтаж»

10 апреля – дискуссионная встреча «ТинКлаб» в сетевом издании «Stena.Online»

18 апреля – ГУМО «Мультимедийная журналистика»

26 апреля – награждение победителей регионального фестиваля-конкурса «Окончательный монтаж»

30 апреля – дедлайн для задания месяца

Мастер-классы

«Подкасты. Журналисту знать»
«Подкасты. Инструкция по применению»
«Форматы аудиоподкастов»

Задание

Запишите подкаст на любую тему до 30.04.2024 (включительно) и поучаствуйте в Региональном конкурсе «Медиа.Завтра». Форма регистрации будет доступна в паблике конкурса с 1 мая по 11 июня.

Примеры подкастов школьников

Технические требования к подкасту

  • Продолжительность подкаста не должна превышать 5 минут.
  • Подкаст не должен содержать в качестве подложки музыку со словами и музыку, нарушающую авторские права. Уровень громкости подложки должен быть существенно тише уровня громкости речи ведущего (ведущих) и не должен препятствовать восприятию речи.
  • Запись не должна содержать технических шумов, приветствуется обработка звука – компрессирование и эквализация. Сама звуковая дорожка должна быть записана максимально качественно.
  • Не является обязательным, но допускается содержание в работе комментария эксперта или героя продолжительностью до 1 минуты.
  • Для видеоподкаста разрешение файла конкурсной работы должно быть не менее 1920х1080, соотношение сторон видео 16:9.

Полезные материалы

Что такое подкаст?

Это разговорные аудиозаписи, которые пришли на смену радио. Термин «подкаст» впервые использовал британский журналист Бен Хаммерсли в статье «Звуковая революция» в 2004 году. Тогда все скачивали аудиофайлы на iPod. Объясняя новый тренд, Бен соединил broadcasting (вещание) и iPod в слово podcasting. Со временем подкастингом стали называть сферу аудиоконтента, а подкастами – аудиовыпуски.

Слушатель включает эпизод тогда, когда ему удобно: во время поездки в общественном транспорте, за рулем, на прогулке или дома. Он может слушать эпизод и параллельно заниматься другими делами.

Подкаст представляет собой монолог или беседу нескольких человек. Контент различается по жанрам (разговорный, документальный, художественный) и тематике. Существуют подкасты о маркетинге, кино, музыке, политике, спорте, моде, юморе, играх.

Традиционно подкасты делятся на три вида:

  • Образовательный.
  • Развлекательный.
  • Информационный.

Звуковой контент создают СМИ, медиа, бренды, сервисы, предприниматели, блогеры и обычные пользователи. Подкасты бывают единичными или периодическими – в этом случае выпуски публикуются на регулярной основе.

Главное отличие подкаста, например, от интервью заключается в том, что это максимально непринужденная беседа, в ходе которой спикеры могут дурачиться, запинаться, ошибаться и свободно делиться своими мыслями, возникающими у них прямо во время эфира.

Методические рекомендации «Аудио- и видеоподкасты — современная форма социализации в медиапространстве»

Структура подкаста

Подкаст, по сути являясь перерождением авторской радиопрограммы, остается авторским форматом, допускающим публицистичность, неформальность, и при этом – определенную проработку темы. Подкаст может существовать в свободной форме, но некоторые неотъемлемые элементы все же должны присутствовать. Любой подкаст предполагает представление – автор представляется и коротко озвучивает информацию о проекте в расчете на слушателя, столкнувшегося с проектом впервые. Также в начале обозначается тема подкаста – такая подводка выполняет роль лидирующего абзаца, что позволяет слушателю сориентироваться и принять решение о том, будет ли он слушать материал дальше.

После заявления темы автору следует в свободной форме озвучить набранную фактуру и, если конкретный выпуск это предполагает, озвучить аргументы в пользу или против мнения по поводу темы – как своего, так и чужого. Подкаст может содержать в себе аналитическую составляющую, может быть юмористическим, а может носить сугубо информационный характер. Характер подкаста определяется автором заранее.

Финалом подкаста может являться подведение итогов, анонс следующего выпуска, указание социальных сетей и контактов, подписавшись на которые, слушатель сможет следить за выходом новых эпизодов.

Чек-лист (чтобы ничего не забыть)

Май

Тема: телевизионный сюжет.

Мероприятия

1 мая – старт регионального конкурса «Медиа.Завтра»

15 мая – дискуссионная встреча «ТинКлаб» в сетевом издании «Stena.Online»

16 мая – ГУМО «Мультимедийная журналистика»

31 мая – дедлайн для задания месяца

Мастер-классы

Задание

Изучите материалы и снимите сюжет на любую тему! Выбор тем для сюжетов не ограничен.

Сюжеты, снятые на темы прошедшего учебного года, выпускных и подготовки к ним, поступления в высшие учебные заведения, студенческой жизни, летней занятости выпускников школ перед началом учебного года в вузах и прочих тем, связанных с окончанием школы, могут быть по согласованию сторон взяты в традиционный тематический информационно-развлекательный эфир «Мобильный выпускной» в сетевом издании «Stena.Online» и транслироваться на широкую аудиторию. Сюжеты, подходящие по тематике для эфира отправляются в виде ссылки на облачное хранилище на почту media@adtspb.ru с пометкой в теме #Мобильный выпускной до 31.05.2024 (включительно).

Поучаствуйте со своим сюжетом в региональном конкурсе «Медиа.Завтра». Форма регистрации будет доступна в паблике конкурса с 1 мая по 11 июня.

Примеры сюжетов

Технические требования к сюжету

Продолжительность сюжета не должна превышать 3 минут.

Разрешение видеофайла должно быть не менее 1920х1080, соотношение сторон видео 16:9.

Полезные материалы

Что такое телевизионный сюжет?

Телевизионный сюжет – рассказанная автором история, основанная на принципах композиции, которая сопровождается видеорядом.

Вопросы, на которых строится информационный сюжет:

  • Что произошло?
  • Где произошло?
  • Когда произошло?
  • С кем произошло?
  • Почему произошло?
  • Что будет дальше?

Элементы сюжета (телевизионные термины)

  • Видеоряд. Видео на заданную тему может быть снято профессиональным оператором, получено из имеющегося архива или же со стороны. Последнее означает, что канал приобрел кадры оперативной или любительской съемки. Кстати, файлы, присланные по электронной почте обычным зрителем, порой становятся основой любопытного сюжета.
  • Интершум. Это звук, записанный вместе с видеоматериалом. Интершум должен соответствовать изображению. Если же он не отличается качеством, то подлежит замене. В большинстве случаев данный звук призван сопровождать закадровый текст.
  • Графика. Как правило, представляет собой диаграммы, таблицы, карты, схемы и др. Графику можно подготовить при помощи специальной компьютерной программы или нарисовать на листе бумаги, после чего снять на видеокамеру. Стоит обратить внимание на то, что оформление графических материалов должно подходить по размеру шрифта и палитре оттенков ко всему сюжету.
  • Музыка. В некоторых случаях выступает в роли интершума. В информационных сюжетах ее не используют. Основное требование к музыке в том или ином ролике – уместность.
  • Лайф. Данным термином обозначают отрезок видео с интершумом продолжительностью до 10 секунд (поддержка болельщиков, аплодисменты, шум воды). Лайф «переносит» зрителя на место события, помогает проникнуться атмосферой. В информационном сюжете отрезок лайфа не должен превышать 5 секунд.
  • Стендап. Это речь журналиста в кадре. Демонстрирует присутствие в эпицентре мероприятия или события, создает эффект диалога с аудиторией. При записи стендапа корреспонденту важно следить за своим внешним обликом, мимикой и жестами, а оператор должен выбрать подходящий задний план.
  • Синхрон. Понятие обозначает речь персонажа в кадре, фрагмент интервью. Картинка и голос записываются и показываются на экране одновременно. Основное требование – продолжительность не более 25 секунд. Также стоит следить за фоном, чтобы у героя не росли из головы столбы, фонтаны, ветви деревьев, цветы и др.
  • Закадровый текст. Называется так, поскольку зритель не видит того, кто сообщает ту или иную информацию. Обычно текст пишет корреспондент, а вот читать его за кадром могут доверить как самому журналисту, так и диктору.
  • Титры. Специальные надписи, которые поясняют текст. Это могут быть имя, фамилия и должность главного героя сюжета, указание места, где разворачиваются события, перевод иностранного текста и др. Требований к титрам не так много: грамотность и фактическая правильность.

Этапы работы над сюжетом

  1. Выбор темы сюжета.
  2. Первичный сбор информации. Вы должны убедиться, что ваша тема актуальна, а сведения соответствуют действительности.
  3. Написание синопсиса сюжета. Синопсис (от греч. – обозрение) – это краткое изложение содержания сюжета. Писать синопсисы можно по принципу: три ответа на три вопроса.
  • О чем сюжет?
  • О чем история и кто (или что) герой сюжета?
  • Какие точки съемки?
  1. Обсуждение предстоящих съемок с шеф-редактором и оператором на основе синопсиса. От редактора и от оператора можно получить стоящие советы по поводу предстоящей съемки.
  2. Съемки. Журналист может в ходе съемок столкнуться с проблемами, которые заставят в корне поменять изначальный замысел: например, герой, на которого вы рассчитывали, уехал или отказывается сниматься и множество других.
  3. Первый этап работы в студии. Необходимо отсмотреть снятый материал. Журналисты федеральных каналов скрупулезно расписывают каждый кадр и каждое слово: по долям секунды, указывая в раскадровке вздохи, цоканье языком и подчеркивая все лучшие кадры, снятые оператором. На раскадровке журналист уже становится режиссером собственного материала, а также редактором. Надо забыть, как это снималось, и сосредоточиться только на том, что мы в результате имеем.
  4. Написание текста. Существует два варианта. Кто-то монтирует сначала картинку, затем пишет под нее текст. Однако большинство журналистов сначала пишут текст, начитывают его, затем монтируют картинку.
  5. Монтаж и сдача сюжета. Хорошие репортеры всегда сидят рядом с монтажером и подсказывают, где какой кадр лучше вставить. Ведь репортер – это человек, который делает сюжет от начала до конца и лучше всех ориентируется в материале.