Открытая Академия: Цифровой железнодорожник 🚂

🚅 Кластер: Техноиндустрия
🚅 Возраст: 14-16 лет
🚅 Время: 6 часов в неделю (курс рассчитан на 1 год обучения)

О профессии машиниста локомотива мечтают многие: стальные артерии железных дорог зовут молодых и смелых. Дальние пути, величественные пейзажи необъятной Родины, настоящее товарищество большой семьи железнодорожников…

В Академии цифровых технологий есть целое объединение, посвященное изучению основ профессии: «Цифровой железнодорожник». Программа реализуется при поддержке ОАО «РЖД». Педагог направления Евгений Собакин знает о профессии всё: он много лет работал машинистом, водил поезда разных категорий, а сейчас работает инструктором производственного обучения в Октябрьском учебном центре. Мы поговорили с Евгением о содержании программы, карьерных возможностях и будущем железной дороги.

🚇 Нужны ли специальные знания или навыки перед поступлением?

Для успешного обучения по программе нужно хорошо знать математику и физику. Из личных качеств необходимы стрессоустойчивость и самообладание. Профессия машиниста тяжела и требует большой концентрации внимания: им может стать только стойкая и волевая личность. Поэтому, если подросток точно решил связать свою жизнь с железной дорогой, без этих черт характера ему не обойтись.

🚇 Что входит в программу «Цифрового железнодорожника»?

Мы знакомим детей со всем спектром железнодорожных профессий, особое внимание уделяем устройству и управлению локомотивом, а также устройству вагонов. Курс включает в себя теоретические и практические занятия. Программа начинается с общего ознакомления со структурой железной дороги, включая станционное устройство, тяговый подвижной состав и путевое хозяйство. Далее переходим к изучению общего устройства локомотива и вагонов. Большой блок посвящен изучению автоматических тормозов подвижного состава. Затем изучаем порядок управления локомотивом в процессе ведения поезда и маневровых передвижений на станции.

🚇 Как обычно проходят занятия?

Наш кабинет оснащен современным тренажерным комплексом локомотива серии ТУ-10 для локомотивных бригад, а также электромеханическими стендами, демонстрирующими устройство приборов автоматических тормозов. Благодаря тренажеру цепочка перехода от теории к практике сокращается: тренажер моделирует реальные ситуации.

Группа делится на бригады, состоящие из машиниста и его помощника. В парах ребята закрепляют свои теоретические знания, учатся приводить локомотив в рабочее состояние, управлять и производить маневровые передвижения, быстро принимать решения в экстренных ситуациях. На тренажере мы можем создавать нестандартные ситуации, в том числе и психоэмоциональные. Как будет действовать бригада, если на пути выедет автомобиль? Впадут ли они в панику или успеют применить экстренное торможение?

🚇 Как продолжить обучение после окончания программы в Академии?

На железной дороге каждый может найти дело по душе: здесь есть множество разных и интересных профилей. Это не только машинисты и вагонники, но и дежурные по станции, путейцы, электромеханики, энергетики и даже IT-специалисты.

После окончания школы ученик может поступить в специализированный колледж или вуз. При подготовке следует делать упор на математику и физику, в частности на электротехнику. Сразу стать машинистом, конечно, не получится. Нужно как минимум несколько лет отработать помощником машиниста, не допустив аварийных ситуаций. Также стоит отметить, что будущему железнодорожнику нужно обладать крепким здоровьем.

🚇 Какие перспективы у профессии в мире повсеместной автоматизации?

Благодаря появлению локомотивов нового поколения работать машинистом стало немного легче. Уже не нужно беспрерывно управлять локомотивом по 12 часов: в помощь машинисту пришла система автоведения поезда. В Японии и других высокотехнологичных странах уже испытывают беспилотные скоростные поезда. В России, с ее огромными территориями и суровыми климатическими условиями, человек все еще играет ведущую роль в управлении поездом.

[smartslider3 slider=»347″]